Сказка как средство развития коммуникатаивных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, социально – коммуникативное развитие выделяется, как приоритетное направление воспитательно – образовательного процесса. Согласно ФГОС, в дошкольных учреждениях следует обращать внимание на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. «Коммуникация - это обмен информацией в процессе деятельности, общения (а также пути сообщения)». Коммуникация включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга совместной деятельности. Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности – это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя. Доказано, что проблема нарушения межличностного общения на основе общечеловеческих ценностей связано с недостатком работы специалистов ДОУ с семьей, с отсутствием и формализмом общения родителей с ребенком, с современными играми, не требующими у ребенка общения со сверстниками. По проблеме развитие коммуникативных навыков у детей посредством сказок мы опираемся на работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной о разных нарушениях, где даются разработанные диагностики, доступные и понятные определения. Смирновой Е.О., Рузской А.Г. о роли взрослых в становлении общения дошкольников с людьми. Труды Запорожца А.В., Лисиной М.М. о роли общения в развитии личности. Создание и коммуникация метафор прямо пропорциональна открытости между сознательным и бессознательным у человека, особенно у психотерапевта. Дело в том, что человек, который становится психологическим консультантом, как правило, имеет двойственные "сильно заряженные" отношения с собственным бессознательным. А потому для более плодотворной работы с метафорическим языком необходим постоянный перевод символов на уровень непосредственных взаимоотношений, жизненных сценариев, ценностей и убеждений, как пациентов, так и терапевтов. Наиболее жизнеспособным, пожалуй, будет практикование манер дельфина, то плывущего в глубине непосредственного опыта, то выныривающего в область обычных поступков и здравого смысла [1, с.37]. Сказка является одним из основных видов устной народной прозы, ее типическим свойством считается установка на вымысел. Сказка в детском фольклоре занимает одно из основных мест. К детским сказкам, имеющим коррекционное значение относят несколько групп произведений: - сказки, перешедшие из фольклора и специально обработанные для детей (сказки о животных и волшебные сказки); - сказки специально создаваемые для детей; - собственно детский фольклор (сказки, сочиняемые самими детьми). Первая публикация народных сказок для детей принадлежит С.А.Авдеевой. С середины XIX века детские сказки печатались в разнообразных сборниках и периодике. Первый сборник, составленный с учетом возрастных особенностей ребенка, был подготовлен А.Н.Афанасьевым. В 1871 году он выпустил книгу «Русские детские сказки». Сказки используются в развлекательных и поучительных целях. Обычно сказки рассказывают те лица, которые занимаются воспитанием детей (бабушки, матери, няни, специалисты образовательных учреждений) [2, с.63]. Ключевые слова: Коммуникация Сказка Общения Развитие Список литературы: Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска/ Л.Д.Короткова. - М., 2001. Зимина И.М. Сказка в системе социальной адаптации детей дошкольного возраста/ И.М. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.
Файл с работой: 
Автор: 
Пермякова Светлана Дмитриевна
Должность: 
студент
Учебное заведение: 
СВФУ им. М.К. Аммосова Педагогический институт, ДО-13 г. Якутск