«Роль художественной литературы в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано 05 декабря 2023 пользователем Редактор
Ссылка на свидетельство: Свидетельство о публикации
Проект на тему:
«Роль художественной литературы в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников, сотрудники библиотеки.
Сроки реализации: 01.10.2018 г.- 26.12.2018 г.
1. Актуальность данной проблемы
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Литература, входя в жизнь человека в раннем детстве, постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Выбранная тема актуальна и определяется тем, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно выражен познавательный интерес к книге, литературным произведениям.
2. План и анализ реализации социально-значимого проекта
Цель проекта:
Создание условий для позитивной социализации детей дошкольного возраста, развитие коммуникативно-речевых способностей в процессе восприятия художественной литературы , знакомства с книжной культурой.
Задачи проекта:
Способствовать формированию интереса и потребности в восприятии различных жанров детской литературы, понимании на слух текстов.
Формировать умение элементарно анализировать содержание и форму произведения, определять основных героев; анализировать поступки персонажей.
Поддерживать интерес к слову в литературном произведении, создавать условия для развития образной речи.
Развивать коммуникативную функцию речи.
Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру.
Повышать профессиональное мастерство педагогов в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Активизировать сотрудничество между социальными партнерами: библиотекарем, педагогом и родителями в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Этапы осуществления проекта:
1 этап - подготовительный (октябрь)
Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей.
Анкетирование родителей (анкета «Традиции семейного чтения»), совместное определение целей, задач и методических приёмов проекта.
Обеспечить условия: организация развивающей предметно-пространственной среды, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта, материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план мероприятий по проекту.
2 этап основной (ноябрь-декабрь)
Работа с детьми
Акция «Подари книгу библиотеке».
Участие воспитанников в литературной викторине «Мои любимые книги» в детской библиотеке.
Изготовление закладок для книг.
Инсценировка русской народной сказки «Гуси- лебеди» для воспитанников средних, старших групп.
Конкурс рисунков «Герои сказок» в рамках недели детской книги в детской библиотеке.
Создание лэпбука «В мире книги».
Работа с родителями
Акция «Почитай мне, мама» для воспитанников и родителей.
Оформление буклета для родителей «Детская литература и ее роль в жизни ребенка».
Памятка для родителей « Книга- лучший друг, береги её!».
3 этап заключительный (декабрь)
Награждение победителей Конкурса рисунков. Презентация проекта для родителей.
Ожидаемый результат проекта:
Установление сотрудничества между социальными партнерами: библиотекарем, педагогом и родителями в вопросах привития интереса у дошкольников к книге и чтению.
Активное взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми, участие в совместной деятельности.
Формирование у детей стремления и потребности в восприятии различных жанров детской литературы , умения распределять роли для инсценировки произведений, выразительно читать текст по ролям.
Формирование способности сопереживать героям произведений, высказывать оценочное суждение о поступках героев.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах приобщения детей к чтению.
3. Результаты и вывод
Дети имеют представления о значении книги в жизни человека. Умеют с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать атрибуты для драматизации литературных произведений. Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме. Родители признали ценность детского чтения как эффективного средства ознакомления дошкольников с окружающим, интеллектуального ресурса развития личности. Повысилось взаимодействие с библиотекой пгт.Джубга, родители с детьми стали активнее посещать библиотеку.
Продукты проекта:
- Акция «Подари книгу библиотеке».
- Литературная викторина «Мои любимые книги» совместно с сотрудниками детской библиотеки пгт.Джубга.
- Акция «Почитай мне, мама» для воспитанников и родителей.
- Конкурс рисунков «Герои сказок» в рамках недели детской книги в детской библиотеке.
- Лэпбук «В мире книги».
- Буклет для родителей «Детская литература и ее роль в жизни ребенка».
Файл с работой:
Автор:
Нехай Марина Шамсудиновна
Должность:
Воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ ДС №1 "Сказка"
Раздел: