«Роль художественной литературы в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста»

Проект на тему: «Роль художественной литературы в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста» Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников, сотрудники библиотеки. Сроки реализации: 01.10.2018 г.- 26.12.2018 г. 1. Актуальность данной проблемы Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Литература, входя в жизнь человека в раннем детстве, постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Выбранная тема актуальна и определяется тем, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно выражен познавательный интерес к книге, литературным произведениям. 2. План и анализ реализации социально-значимого проекта Цель проекта: Создание условий для позитивной социализации детей дошкольного возраста, развитие коммуникативно-речевых способностей в процессе восприятия художественной литературы , знакомства с книжной культурой. Задачи проекта: Способствовать формированию интереса и потребности в восприятии различных жанров детской литературы, понимании на слух текстов. Формировать умение элементарно анализировать содержание и форму произведения, определять основных героев; анализировать поступки персонажей. Поддерживать интерес к слову в литературном произведении, создавать условия для развития образной речи. Развивать коммуникативную функцию речи. Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру. Повышать профессиональное мастерство педагогов в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Активизировать сотрудничество между социальными партнерами: библиотекарем, педагогом и родителями в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой. Этапы осуществления проекта: 1 этап - подготовительный (октябрь) Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей. Анкетирование родителей (анкета «Традиции семейного чтения»), совместное определение целей, задач и методических приёмов проекта. Обеспечить условия: организация развивающей предметно-пространственной среды, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта, материал для продуктивной деятельности. Составить перспективный план мероприятий по проекту. 2 этап основной (ноябрь-декабрь) Работа с детьми Акция «Подари книгу библиотеке». Участие воспитанников в литературной викторине «Мои любимые книги» в детской библиотеке. Изготовление закладок для книг. Инсценировка русской народной сказки «Гуси- лебеди» для воспитанников средних, старших групп. Конкурс рисунков «Герои сказок» в рамках недели детской книги в детской библиотеке. Создание лэпбука «В мире книги». Работа с родителями Акция «Почитай мне, мама» для воспитанников и родителей. Оформление буклета для родителей «Детская литература и ее роль в жизни ребенка». Памятка для родителей « Книга- лучший друг, береги её!». 3 этап заключительный (декабрь) Награждение победителей Конкурса рисунков. Презентация проекта для родителей. Ожидаемый результат проекта: Установление сотрудничества между социальными партнерами: библиотекарем, педагогом и родителями в вопросах привития интереса у дошкольников к книге и чтению. Активное взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми, участие в совместной деятельности. Формирование у детей стремления и потребности в восприятии различных жанров детской литературы , умения распределять роли для инсценировки произведений, выразительно читать текст по ролям. Формирование способности сопереживать героям произведений, высказывать оценочное суждение о поступках героев. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе. Повышение компетентности членов семьи в вопросах приобщения детей к чтению. 3. Результаты и вывод Дети имеют представления о значении книги в жизни человека. Умеют с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать атрибуты для драматизации литературных произведений. Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме. Родители признали ценность детского чтения как эффективного средства ознакомления дошкольников с окружающим, интеллектуального ресурса развития личности. Повысилось взаимодействие с библиотекой пгт.Джубга, родители с детьми стали активнее посещать библиотеку. Продукты проекта: - Акция «Подари книгу библиотеке». - Литературная викторина «Мои любимые книги» совместно с сотрудниками детской библиотеки пгт.Джубга. - Акция «Почитай мне, мама» для воспитанников и родителей. - Конкурс рисунков «Герои сказок» в рамках недели детской книги в детской библиотеке. - Лэпбук «В мире книги». - Буклет для родителей «Детская литература и ее роль в жизни ребенка».
Файл с работой: 
Автор: 
Нехай Марина Шамсудиновна
Должность: 
Воспитатель
Учебное заведение: 
МБДОУ ДС №1 "Сказка"
Ссылка на свидетельство: Свидетельство о публикации