Ребенок и изобразительное искусство

Ребенок и изобразительное искусство В Федеральной образовательной программе дошкольного образования определены направления и задачи воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», которые направлены на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает: воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры; становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка; создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности; формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). В современном мире возрастает роль живописи. Она не только отражает нашу жизнь, делает человеческую душу богаче. Необходимо приобщать дошкольников к искусству. Ведь современные дети погружены в мир виртуальности и телевидения. А у родителей, зачастую, просто нет времени на какие-либо занятия с ребенком, а на посещение картинной галереи. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности ребенка, его развитие очень велико. Маленькому ребенку, имеющему небольшой жизненный опыт, трудно понять глубинный смысл произведения. Дети воспринимают картину на интуитивно-эмоциональном уровне, как одно целое и только потом начинают постепенно «осознавать» её. Дошкольников познакомить с произведениями изобразительного искусства можно в домашних условиях. Старших дошкольников необходимо знакомить с основными жанрами изобразительного искусства - пейзаж, портрет, натюрморт. А заодно и понять их принципиальное отличие. Известные художественные произведения: И.Левитан «Золотая осень», И.Левитан «Сумерки. Луна», М.К.Башкирцева «Осень», И.Э. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» рекомендованы для рассматривания с дошкольниками. Рассмотрите вместе с ребенком картины, на которых изображены различные времена года, пусть ребенок назовёт признаки осени, зимы, весны и лета, которые отразили художники. Выберете одну из них. Вспомните, где в можно увидеть похожий пейзаж. Сравните с ребенком фотографии и картины, на которых изображены уголки природы. Рассмотрите с ребенком на картине цвет неба, оттенки. Отметьте, какие цвета использовал художник. Попробуйте смешать на палитре краски, чтобы у вас тоже получились разные оттенки голубого. Предложите ребенку посмотреть на картину и запомнить, как можно больше деталей. Приготовьте предметы (цветы, посуду, фрукты, овощи, цветы) и попросите ребенка составить из них красивую композицию. Рассматривайте с ребенком натюрморт и называйте по очереди все предметы, которые вы видите (затем можно усложнить задание - называть цвета, которые использовал художник в своей работе). Предложите ребенку расположить на столе изображенные предметы так же, как и на репродукции картины. Пусть ребенок внимательно рассмотрит представленные на столе предметы и предметы, изображенные на картине, сравнит их, отметит, каких вещей не хватает. Попробуйте вместе с ребенком изобразить натюрморт с натуры. Посещение музея или выставки - это новые интересные впечатления и знания. Объясните, что музей - это особое удивительное место, где хранятся памятники духовной культуры. Это волшебное возвращение в прошлые столетия. Музей, в переводе с греческого, обозначает храм, в котором живут музы.
Автор: 
Нехай Марина Шамсудиновна
Должность: 
Педагог
Учебное заведение: 
МБДОУ ДС №1 "Сказка"