"Перспективы развития волонтерского движения в детских садах "

Перспективы развития волонтерского движения в детских садах. Автор: Дашиева Н.Н В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтёрство. Широко известно, что понятия «волонтер» и «волонтерство» происходят от фр. Volontair — добровольный, а оно в свою очередь от лат. Voluntarius, voluntas — добрая воля, и равнозначны таким славяноязычным понятиям, как «доброволец» и «добровольчество», понимаемым как добровольческая деятельность. В последние годы прослеживается тенденция к увеличению числа людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации на безвозмездной основе. Для волонтёров характерны такие качества, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и милосердие. Знакомясь с историей вопроса возникновения волонтерства, изучила ряд теоретических источников. Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 07 июля 1995 года), ФЗ «О волонтерской деятельности в регионах РФ», в них закреплены основные принципы и положения организация волонтерского движения. Таким образом, актуальность проблемы волонтерского движения в нашем районе заключается в широком распространении данного опыта и его внедрении в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Детские дошкольные образовательные учреждения - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов. На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить моим детям возможность проявить себя как творческим личностям. В своей работе выделяю следующие ступени волонтёрской деятельности: • Организация социально - значимых проектов («День пожилого человека», «Вторая жизнь бросовых материалов», «Посади дерево» и др.); • Пропаганда и реклама успешности профессиональной деятельности; • Совместное создание безопасных условий для комфортного пребывания детей с особыми образовательными потребностями; • Совместные акции со старшими дошкольниками («Театр детям», «Птичья столовая»); Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству. Одной из эффективных форм такого сотрудничества, я считаю, это-организация волонтерского движения в современном детском саду. На мой взгляд, волонтерство в детском саду может состоять из двух взаимодополняющих и взаимосоставляющих блоков: • привлечение родителей к волонтерскому движению; • привлечение студентов педагогического колледжа и старших школьников к волонтерскому движению. Формы работы с родителями (законными представителями) по данному направлению могут быть самыми разнообразными: • занятия по интересам; • встречи с интересными людьми; • помощь в организации персональных выставок; • организация театральных представлений и праздников; • организация экскурсий + взаимодействие с социумом; • взаимопомощь родителей с детьми ОВЗ И многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей). Наверное, многие могут возразить, что совместная работа детского сада и семьи давно уже стала традиционным направлением дошкольной педагогики. Наши родители, педагоги вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют самостоятельную деятельность малышей, экскурсии и многое другое. Это так, но волонтерское движение – это нечто особенное. Родители–волонтеры- это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в детском саду, при активном участии педагогов, родителей– это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на развитие его нравственных качеств. И перед нашим дошкольным учреждением в данном направлении возникает задача разработать методические рекомендации по использованию волонтёрской деятельности и наработать опыт работы с теми людьми, которым не безразлично будущее детей, которые могут сопровождать ребёнка, чтобы он почувствовал комфорт и поддержку. Волонтеры-родители редко включаются в социальную деятельность по собственной инициативе. Большинство из них надеется на помощь других. Поэтому я считаю важным раскрыть перспективы возможной самостоятельной волонтерской деятельности. Уровень квалификации родителей может быть разным, однако все они имеют большой жизненный опыт в организации жизненного пространства для ребенка с особыми образовательными потребностями. Организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей, молодежи и старшеклассников – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Такая возможность возникает при организации социально-ориентированных проектов на базе дошкольного учреждения. Хотелось бы верить, что в скором времени темпы развития волонтёрского движения, в нашей стране достигнут желательных значений, и волонтёрство станет для каждого из нас активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способным к работе с разными категориями детей дошкольного возраста. Мои профессиональные ожидания заключаются во внедрении в дошкольном учреждении системы работы по организации волонтёрского движения и привлечения заинтересованных активных, искренних, целеустремленных людей. Список использованной литературы: 1. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функционирование, специфика// Социологические исследования, 2006 №5 2. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Евразия, 1999. 3. Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000 4. Журнал « Обруч», М.: ООО «Обруч»,2012 №2
Файл с работой: 
Автор: 
Дашиева Надежда Николаевна
Должность: 
воспитатель
Учебное заведение: 
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида№2р.п.Култук"