СТАТЬЯ: «Художественная литература как фактор патриотического воспитания»

СТАТЬЯ: «Художественная литература как фактор патриотического воспитания». Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература. Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Знакомство детей с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В и туга», действуют животные (курочка-ряба, сорока-белобока и многие другие потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на желательно сопровождать показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций небе появилась радуга-дуга «высока содержание и форму). В раннем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится взрослым, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В более старшем возрасте дети умеют определять основных героев (о ком говорится в произведении, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-ряба идет на реку за водичкой – цыпляток поить; сорока-белобока кашку варит – деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д. Нужно формировать у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его). Приобщая детей к художественной литературе, надо подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе. Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. Чтение художественных произведений и, важный момент, рисунков художников, помогают понять смысл произведения. Книги лучше подбирать выразительные, яркие, начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызывают у детей удовольствие и радость. Важно периодически организовывать игры – драматизации по литературным сюжетам. В любом случае, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует патриотическому воспитанию дошкольников.
Файл с работой: 
Автор: 
Рудакова Юлия Александровна
Должность: 
Воспитатель
Учебное заведение: 
МБДОУ ДСОВ 88