«Как я это буду делать?» или глава о том, как помочь детям спланировать свою деятельность.

От того как человек умеет планировать, зависит очень многое. Вспомним, как часто уже в процессе работы мы понимали, что надо было сначала сделать что-то, а только потом переходить к следующему шагу. Теряется время, настрой и снижается общая эффективность. Виды решений. Занятия бывают разные. Сегодня мы с вами рассмотрим два варианта. 1.Когда осваивается новый способ действия, тогда педагог с ребятами принимают одно общее решение. 2.Когда мы тренируемся, закрепляем, тогда детям лучше принимать индивидуальное решение. Условия для принятия решений. Всегда ли перед детьми на занятии будут открыты все возможности для выбора? Нет. Это невозможно, да и не правильно. Всегда есть определенные условия разной степени заданности. Давайте условно определим 4 поля заданности. 1 поле: можно абсолютно все. Процент заданности минимальный. Речь идет о занятиях на которых мы развиваем у детей фантазию, творчество. 2 поле: есть не которое количество заданных условий, но простора для творчества всё ещё достаточно. Процент заданности выше предыдущего. В этом случае необходимо сразу познакомить детей с границами. 3 поле: большое количество заданных условий. Например, « С чего начнем подготовку к спектаклю: с изготовления афиши или входных билетов?», «Какие будут идеи? Только имейте ввиду, для того чтобы воплотить эти идеи в жизнь, у нас есть всего лишь картонная коровка и несколько кубиков» 4 поле: процент заданности максимальный. Это когда дети имеют минимальный размер свободы выбора. Способы принятия решения. Есть четыре способа принятия решения. «Договор» Это когда в разных ситуациях договариваются между собой, кто-то кому-то уступает. С детьми этот способ срабатывает не всегда. «Считалка» Традиционный способ, известный всем детям. Ни в коем случае не считайте сами. Это детская деятельность, их выбор, их ответственность. Вы можете только помочь организовать считалку, если дети не могут само-организоваться. «Голосование» Проводя голосование в первый раз, очень четко, не спеша покажите детям весь алгоритм действий. Попробуйте привлечь ребенка к подсчету голосов (обратите внимание, чтобы счет начинался с «один», а не с «раз»), попросите голосующих не убирать руки сразу. Возможно так же попросить одного ребенка быть ответственным за запись голосов, в случае, если на голосование выносится более двух вариантов.) «Жребий» Этот способ известен любому человеку, не так ли? Сколько раз вы, дорогие коллеги, бросали жребий в своей жизни? Почему бы не использовать его в своей педагогической практике? В качестве жребия можно использовать что угодно: монетку, счетные палочки разных цветов, маленький предмет, находящийся в правой или левой руке. А можно сделать в группе специальный «кубик выбора», которым вы с ребятами будете пользоваться по мере необходимости. Сделать его очень просто. Обычный пластмассовый кубик с шестью гранями. На каждую грань кубика нужно наклеить цифру от 1 до 6. Когда вам нужно выбирать из двух вариантов, он не очень удобен. Но когда вариантов много, «кубик выбора» поможет быстро и интересно выбрать единственный. Договоритесь с детьми, что будет обозначать каждая цифра на кубике и доверьтесь судьбе! Вероятнее всего, при использовании любого способа для осуществления выбора все равно появятся обиженные. Мы учим детей выбирать и принимать результаты даже тогда, когда они не очень нравятся. Со временем нужные компетенции появятся, и малыш будет готов к взрослой жизни. А пока сочувствуем ребенку, которому удача сегодня не улыбнулась. Можно шепнуть на ушко: «Я тоже очень хотела именно то, что ты предлагал, но судьба распорядилась по-другому. Но в то же время твердо соблюдать все принятые вместе решения. Составление «плана-подсказки». Если у вас с ребятами впереди дело, которое требует разных видов работ, во-первых, ничего не забыть , а во-вторых, визуализировать для детей этот перечень. В таких случаях можно составить план-подсказку, где взрослый запишет те дела, которые предстоят, а дети поставят какой-нибудь знак (например, картинку маркировки) напротив пункта, который они выбрали. Взрослый обязательно вписывает свое имя в общий план наравне с детьми, так как берет на себя часть общего дела. Размер плана подсказки должен быть не меньше формата А3. Если имеются буквы, то они должны быть печатным (например, в подготовительной группе).
Файл с работой: 
Автор: 
Буцикова Елена Аликовна
Должность: 
Воспитатель
Учебное заведение: 
МБДОУ №5 "Дубок" ст.Архангельская